Паспорт Тыква-С

 

 "Живое обучение"  или "реалити-обучение", под которым понимается - процесс игровой развивающей практики, максимально соответствующий реалиям (интересам, мотивам, потребностям, склонностям, особенностям, требованиям) персонифицированного существования в пространстве и времени, на методическом уровне ориентировано на (глобальные цели относительно ребенка):

  • эмпирическое исследование пространства
  • аналитическое постижение времени
  • коммуникативное сотрудничество
  • креативную самореализацию
  • интеллектуальное лидерство
  • физическую гибкость.

"Живое обучение" как программа гармоничного существования основана на развитии врожденных стремлений и потенциальных знаний ребенка (глобальные задачи относительно ребенка):

  • наблюдать
  • фантазировать
  • экспериментировать
  • проектировать
  • узнавать
  • достигать
  • самосовершенствоваться. 

Для достижения поставленных задач разработана специальная среда развития - игровой реалити-квест "Тыква-с" (отсюда и название Тыква-сада). Игровой квест "Тыква-с" как сценарий логической задачки в миллион действий представляет собой программный проект  развития умений и знаний дошкольника от года до 7 лет.

Художественная квинтэссенция интерактива 

Развитие дошкольников происходит в оГороде Тыква-С (Тыква-Сити). Тыква-с - это огромный остров-город в Оранжевом море. Тысяча человек живет в городе. Все как будто бы одинаковые: ноги, руки, голова, уши, нос, глаза...  Но такие разные!

Мы не знаем всех, но знакомы с 6 детками- основными персонажами - оГородниками, жителями "Тыква-с":

    

Яна Малышкина очень - очччень любит издавать громкие звуки с помощью различных предметов. В ход идёт всё: кастрюли, мамины тюбики из-под крема, сотовые телефоны, батарея и т.д. Но стоит заменить все эти вещи музыкальными инструментами,  и  ужасный шум превращается  в прекрасную музыку.

Второе увлечение Яны - рисование. Рисует она, где придётся и чем придётся: помидорами на обоях, молоком на стуле, кашей на столе. Но когда Яне дают краски и альбом, её красочные, яркие рисунки, наконец, обретают свой дом.

И хотя годовалая Яна иногда жуткая капризка – она уже с радостью рисует пальчиками, носиком, ушками, считает, знает букву Я, а её любимый цвет – индиго! Это что то между синим и фиолетовым! 

Вторая оГородница и героиня нашего реалити-квеста - Маша Медведкина  -  любительница  натворить дел!

С ранних лет девочка зарекомендовала  себя, как любознательная, изобретательная и склонная к экспериментам. Ей очень интересно было знать, проснётся ли мама, если начать её раскрашивать красками? Приклеится ли кошка Мурка к подоконнику, если на неё налить клей? Понравится ли папе, если сделать  из его брюк шорты? Обрадуется ли старший брат Вова, если его самолётики отправятся  полетать в его отсутствие с балкона? Похож ли нос на огурец? Чем рисовал да Винчи?

Такая безудержная активность иногда доставляла много хлопот семейству.

Сейчас Маше 3 года, она очень разговорчивая, подвижная и жутко любит всё розовое и малиновое!

Ваня Извилин  - изобретатель "лин из вилин"©! Любопытный персонаж. Когда Ване было 2 года, он изобрёл новый летательный аппарат "летающая кастрюля".

В 3 года он придумал уникальное средство передвижения, которому дал название "самоходный стул".

Недавно в свои 4 года Ване пришла в голову идея современной подводной лодки, для создания которой он использовал папин ноутбук.

В дальнейшем он планирует изобрести мобильный космический корабль, но пока не может определиться, что лучше для этого подойдёт: мамин фотоаппарат или сотовой телефон старшей сестры.

Главным Ваниным изобретением стал "лин из вилин"©. Никто пока не знает, что это такое!? Но Ваня обещает поделиться своим секретом с новыми друзьями на его экспериментальной площадке "Ы", по которой он разъезжает на новеньком "тарахтящем" тракторе. 

Амбициозная героиня анимаций оГорода Тыква-с, отчасти из "зелёных" - Алиса Лисикова - интересуется стратегиями бега за кроликами (у нее есть крольчиха Шишка, которая живет в Тыква-с, обожает морковки и быстро бегает).

Любовь к кроликам предопределила Алисину судьбу. Бег по пересечённой местности, математические расчёты по измерению скорости передвижения кроликов, стратегическое планирование маршрута их перехвата – все эти игры всерьёз озадачивали её родителей, ломающих головы над вопросами Алисы и настырными просьбами научить её шахматам, Интернету, языку кроликов и тактике обучения последних думанию и лидерству.

А ещё с раннего детства английские слова она запоминала лучше, чем русские. Считала только по-английски, пела английские песенки, а букву «А» постоянно называла буквой [эй] и представлялась всем как Эйлисэй, чем нередко ставила в тупик многих взрослых.

Уже сейчас Алиса твёрдо уверена, что после школы продолжит обучение в Оксфорде или Гарварде, выведет новую породу кролика, с которым будет играть по утрам в шахматы. 

Гламурная огородница, четвертая героиня наших анимаций - Василиса Бегемотикова - модная девчонка!  Уже с пелёнок Василиса знала, какой чепчик подойдёт к этим жёлтым в голубой горошек ползункам, и если ей надевали что-то неподходящее, по её представлениям, она поднимала такой крик, что вывести ребенка  на прогулку, не предложив достойный её вкуса и настроения наряд, просто не представлялось возможным.

В свои шесть лет Василиса не переставала удивлять окружающих своими прекрасными манерами. Какое-то внутреннее необъяснимое чутье подсказывало ей, как правильно и красиво сесть, чтобы не помять пышную юбку, как вести себя за столом и  какими  приборами есть рыбу, а какими фрукты, какой фартук надеть, чтобы прибраться дома, 

Она обожает мерить мамины наряды и мечтает  поехать во Францию - в страну-законодательницу  мод. 

Наш последний оГородник: Петя Жирафчиков - школьник с высоким потенциалом!С ясельной группы детского сада господин Жирафчиков точно знал, что когда вырастет, станет великим учёным. В три года он уже знал все цифры и буквы, а в четыре свободно читал вывески лозунгов и даже сам себе читал книжку перед сном. На любой вопрос он давал развёрнутый ответ, а сам задавал столько вопросов, что мама и папа начали читать энциклопедии, чтобы на эти вопросы ответить! 

Каждый из персонажей реализует основной закон развития Тыква-сада!

  

 

    

 

Общедидактическая реализация развивающего квеста Тыква-с как макро-проекта дошкольника 

Роли персонажей играют аниматоры (тьюторы), каждый из которых реализует в ходе образовательных постановок (занятий-анимаций) соответствующие их характеру и способностям  направления деятельности:

  • Яна - музыка, рисование, фоносемантика, сенсорика; художественно-эстетическое развитие; познавательно-речевое развитие; коммуникативно-личностное развитие;
  • Маша - творчество, песокотерапия, опыты, развитие мелкой моторики; безопасность жизнедеятельности; художественно-эстетическое развитие; познавательно-речевое развитие; коммуникативно-личностное развитие;
  • Ваня - креативность, эксперименты, математика, геометрия, физика, ТСО; художественно-эстетическое развитие; познавательно-речевое развитие; коммуникативно-личностное развитие;
  • Алиса - логика, экономика, экология, ТРИЗ, английский язык; познавательно-речевое развитие; коммуникативно-личностное развитие;
  • Василиса - искусство, культура речи, чтение, театральное мастерство, этикет, французский язык; художественно-эстетическое развитие; познавательно-речевое развитие; коммуникативно-личностное развитие;
  • Петя - физическое развитие; физкультура, спорт, предшкольные тренинги, ТСО 

Компетентностная модель (портрет) ребенка, освоившего игровой проект "Тыква-с" 

1. Когнитивное развитие

Информативно-познавательные компетенции: имманентная мотивация познавать, задавать вопросы, экспериментировать, отбирать информацию для решения поставленных информативно-познавательных задач, пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач, умение и стремление анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения, основанные на собственном опыте и опосредованно, на основе изучения чужих ошибок

Коммуникативные компетенции: интерес и желание вести диалог, строить конструктивное языковое общение с другими людьми (в том числе, на иностранных языках), учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, умение устанавливать контакт для удовлетворения потребности в общении

Креативные компетенции: развиты мышление, воображение, свобода деятельности, широты ориентировки в окружающем мире

Учебные компетенции: умение принять учебную задачу, подчинить свою деятельность ее достижению, довести работу до конца и адекватно оценить результат

На уровне индивидуальных возможностей развиты художественные способности: музыкальные, изобразительные, театральные, танцевальные 

2. Психо-социальная адаптация

Толерантен, лоялен: готов относиться к другому человеку как к высшей ценности, проявлять доброту, внимание, заботу, помощь, милосердие, стремится понять другого человека, его особенности, интересы, потребности, эмоциональное состояние, понимает и принимает культурные и расовые различия

Ориентирован на проявление любви к родине: знает историю родного края, историю русского народа и русской культуры, знаком с народными промыслами, национальным фольклором, выдающимися художниками, писателями, героями отечества, способен к проявлению заботы о близких

Ориентируется в обстановке: способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, может включиться в совместную деятельность, не мешает другим, управляет свои поведением

Инициативен, мотивирован: стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, способен к целеполаганию и простейшему прогнозированию, развита произвольность

Самостоятелен и ответственен: способен без помощи взрослого оценить ситуацию, поставить и решить возникающие в повседневной жизни задачи и нести ответственность за свои действия

Социально-детерминирован: осознает свое место в системе отношений с взрослыми, стремится к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, требует уважения к себе

Амбициозен: нацелен на достижение положительных результатов

Ассертивен: способен к саморефлексии, знает свои права, способен их отстаивать 

3. Готовность к роли "школьника"

Испытывает внутреннюю потребность изменения своего социального статуса с целью взросления, поиска и познания нового

Сознательно ориентирован на учебно-познавательную деятельность и взаимодействие с учителями и одноклассниками

Произволен в принятии волевых действий и ситуативному управлению в бытовой и социальной сферах: настойчив, организован 

4. Здоровье, физическое развитие, безопасность жизнедеятельности

Физическое развитие соответствует возрастной норме (медицинские стандарты)

Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

  • знание и соблюдение санитарных и гигиенических норм и правил
  • выработан навык самоограничения сферы своей деятельности и следования социально-детерминированным правилам и запретам

Уровень владения двигательной культурой позволяет:

  • управлять своим телом в целях достижения двигательной активности, адекватной окружающей действительности на уровне, соответствующем возрасту
  • участвовать в спортивных играх, самостоятельно организовать и проводить подвижные игры успешно действовать карандашом, ручкой, кистью, ножницами
  • проявлять корректные двигательные навыки, соответствующие правилам безопасной жизнедеятельности и инструкциям поведения в экстренных ситуациях 

Кончин К.Л., Сюльжина Н.К. Реалити-обучение дошкольников, Пермь, РИГ Тыква-с, 2013

Наверх